Тема 15. Управление безопасностью

1. Принципы организации защиты границы

Понятие безопасности многогранно и в последнее время находят законодательное отражение вопросы обеспечения национальной экономической безопасности, промышленной безопасности, продовольственной безопасности Российской Федерации; ядерной и радиационной безопасности; пожарной безопасности; экологической безопасности и безопасности в других областях деятельности государства. Обеспечением безопасности в чрезвычайных ситуациях занимается Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Защита границ - самое важное условие обеспечения безопасности государства. Границы между государствами - суть явление экономическое. Границы и их защита могут быть политическими, экономическими, таможенными, санитарными, гуманитарными, конфессиональными и так далее.

Основными источниками права в данной области являются: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности»; Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1; Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

Основы пограничной политики Российской Федерации утверждает Президент Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности РФ.

Среди принципов можно назвать неприкосновенность границ или их прозрачность. При реализации режима приграничной торговли, например, границы становятся более прозрачными. Охрана границ может осуществляться военизированными подразделениями или населением непосредственно; так, Федеральной пограничной службе разрешено указом Президента Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 943 провести эксперимент по невойсковой охране отдельных участков государственной границы Российской Федерации с привлечением казачьих войск; на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 339 граждане привлекаются к охране государственной границы Российской Федерации в качестве членов добровольных народных дружин по охране государственной границы и в качестве внештатных сотрудников органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Защита границы может иметь территориальный (внешние границы или граница, например, порта) и предметный характер (например, таможенная, санитарная, в отношении отдельных товаров и т.д.).

В законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ» принципы установлены в ст. 2 и ими названы:

а) обеспечение безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

б) взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;

в) взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимость государственных границ;

г) мирное разрешение пограничных вопросов.

Особо производится охрана государственных границ государств-участников Содружества Независимых Государств, она осуществляется Федеральной пограничной службой Российской Федерации на основе двусторонних соглашений.

2. Органы

Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России), является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, гласит п.1 Положения о Федеральной пограничной службе РФ, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. N 232. ФПС России подведомственна Президенту. ФПС России возглавляет систему органов и войск пограничной службы РФ и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов самоуправления в сфере ее компетенции. Она руководит органами пограничной службы, организует охрану и защиту государственных границ государств-участников СНГ, организует разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность органов пограничной службы, участвует в охране дипломатических представительств Российской Федерации за границей. Она организует пограничный и иные виды контроля в пунктах пропуска через государственную границу, обеспечивает деятельность органов дознания органов пограничной службы.

1 из 4 След. стр. →
Вперед: Тема 16. Административно-правовая деятельность милиции
Назад: Тема 13. Управление здравоохранением
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)