Тема 5. Коллективные субъекты административного права
1. Понятие органа исполнительной власти
Понятие органа исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти. Орган исполнительной власти относится к государственным органам и в этом своем качестве отличается от органа исполнительной власти местного самоуправления, а также исполнительных органов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Функциональное назначение первых – осуществление исполнительной и распорядительной деятельности по руководству хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Для выполнения возложенных функций органы исполнительной власти наделены государственно-властными полномочиями, реализуемыми ими в характерных для этих органов правовых формах.
Органы исполнительной власти как государственные органы – это организации, наделенные государственно-властными полномочиями. Они наделены ими для осуществления руководства государственными предприятиями, учреждениями, населением, а также для выполнения иных специальных задач. Признаки государственных органов:
а) создаются государством;
б) обладают государственно-властными полномочиями;
в) действуют от имени государства;
г) их действия обеспечиваются всеми средствами государства, в том числе принуждением к исполнению их распоряжений.
Совокупность государственных органов составляет государственный аппарат.
Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещено совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Органы исполнительной власти в своем большинстве формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Издание правовых актов в пределах представленной компетенции – основное средство направляющего воздействия этих органов на функционирование исполнительной власти и деятельность управляемых субъектов административного права.
Органы исполнительной власти имеют значительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное главам администраций краев, областей и др. субъектов). Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами гражданского права.
Государственный орган необходимо отличать от государственных предприятий и учреждений.
Государственные предприятия – организации, целью и результатом деятельности которых является достижение определенного хозяйственного эффекта, в области производственно-хозяйственной деятельности, не связанной с осуществлением властных полномочий (заводы, магазины и т.д.).
Государственные учреждения – организации, цели которых связаны с осуществлением задач в области социально-культурной или административной деятельности, но не имеющие производственно-хозяйственного назначения (школы, больницы ...).
Назад: Тема 4. Субъекты административного права. Граждане
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)